Недействующий

О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие ...


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"


Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в связи с принятием новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой доходы граждан, полученные в виде субсидий на приобретение (строительство) жилья и сумм на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам) за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц (Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации").

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2008 года. При этом освобождение от налогообложения сумм на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам) будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.

Бюджетные субсидии предоставляются гражданам в рамках федеральных и региональных целевых программ.

В целях реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года  N 675, на территории субъектов Российской Федерации приняты и действуют региональные целевые программы, предусматривающие предоставление гражданам бюджетных субсидий. Так, на территории Ростовской области приняты Областная целевая программа развития системы долгосрочного финансирования жилищного строительства в Ростовской области на 2002-2005 годы, утвержденная Областным законом от 19 марта 2002 года N 226-ЗС, и Областная целевая программа оказания государственной поддержки гражданам по приобретению жилья в Ростовской области на 2006-2010 годы, утвержденная Областным законом от 28 декабря 2005 года N 430-ЗС.

В настоящее время в рамках федеральных и региональных целевых программ гражданам предоставляются бюджетные субсидии:

для оплаты части стоимости жилья (на приобретение (строительство) жилья);

для оплаты части процентных ставок по жилищным займам (кредитам);

для погашения части задолженности по жилищным займам (кредитам) в случае рождения ребенка.

В соответствии с новой редакцией Налогового кодекса Российской Федерации бюджетные субсидии для оплаты части стоимости жилья и для оплаты части процентных ставок по жилищным займам (кредитам) освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц (пункты 35, 36 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации), а субсидии на погашение части задолженности по жилищным займам (кредитам) в случае рождения ребенка не освобождены от уплаты данного налога.

При этом бюджетные субсидии на погашение части задолженности по жилищным займам (кредитам) в случае рождения ребенка имеют одну и ту же социальную направленность с бюджетными субсидиями на приобретение (строительство) жилья - оказание государственной поддержки гражданам при приобретении жилья, поскольку предоставляются для компенсации части стоимости приобретенного жилья.

Кроме того, средства материнского (семейного) капитала, направляемые, в частности, на приобретение (строительство) жилья путем перечисления суммы материнского (семейного) капитала в кредитные и иные организации, которые предоставили гражданину жилищный кредит или заем, также не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц (пункт 35 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации).

Изложенное свидетельствует о необходимости закрепить в перечне доходов, не облагаемых налогом на доходы физических лиц, суммы субсидий на погашение части задолженности по жилищным займам (кредитам) в случае рождения ребенка, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и распространить данную норму на граждан, получивших данные субсидии с 1 января 2003 года, поскольку данные субсидии предоставляются с 2003 года (приказ Минобразования РФ от 10.07.2003   N 2975 "О Правилах предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в случае рождения ребенка (усыновления) ребенка").  

В связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ возникла также проблема его применения в отношении граждан, которые ранее получили бюджетные субсидии. Исходя из принятых норм неясно, будут ли освобождаться от налогообложения бюджетные субсидии, полученные гражданами до вступления в силу указанного закона до 1 января 2008 года.

Освобождение от налогообложения сумм на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам) будет распространяться только на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.

Реализация федеральных и региональных целевых программ по оказанию гражданам государственной поддержки при приобретении жилья в виде бюджетных субсидий осуществляется на протяжении нескольких лет, начиная с 2002 года.  

К примеру, на территории Ростовской области бюджетные субсидии на приобретение (строительство) жилья и на уплату части процентов по займам (кредитам) предоставляются гражданам с 2003 года.

Данная проблема коснулась также молодых семей и работников агропромышленного комплекса, получающих бюджетные субсидии на приобретение (строительство) жилья на условиях софинансирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Взыскание налога с граждан, которые ранее получили и получат в текущем году бюджетные субсидии, может вызвать острую социальную напряженность, и поставит таких граждан в неравные условия с гражданами, которые будут получать субсидии после 1 января 2008 года.

Исходя из действующих норм Налогового кодекса Российской Федерации из суммы бюджетной субсидии должен быть удержан налог на доходы физических лиц.

Сумма удержанного налога согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации поступает в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

Субсидии предоставляются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В результате налогообложение бюджетных субсидий не способствует увеличению доходной части бюджетов, а приводит к росту расходов по администрированию поступлений в бюджет.

В то же время удержание налога из суммы субсидии приведет к нецелевому использованию бюджетных средств, поскольку в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации вся сумма бюджетной субсидии должна быть использована по целевому назначению.

В связи с чем необходимо внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ в части распространения норм, освобождающих от уплаты налога на доходы физических лиц суммы субсидий на приобретение (строительство) жилья и суммы на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам), на граждан, получивших указанные суммы с 1 января 2003 года.

Принятие представленного законопроекта позволит установить единый порядок налогообложения государственной поддержки, предоставляемой при приобретении жилья за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и предотвратить социальную напряженность среди граждан, получивших бюджетные субсидии до вступления в силу федерального закона, освобождающего от уплаты налога на доходы физических лиц суммы бюджетных субсидий.