Недействующий

     

Проект N 109205-5

Вносится
Читинской областной Думой
и Агинской Бурятской окружной Думой

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Градостроительный кодекс
Российской Федерации


Статья 1


Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; N 30, ст.3128; 2006, N 1, ст.10, 21; N 23, ст.2380; N 31, ст.3442; N 50, ст.5279; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.21; N 21, ст.2455; N 31, ст.4012; N 45, ст.5417; N 46, ст.5553; N 50, ст.6237; 2008, N 20, ст.2251, 2260; 2008, N 30 (ч. 1), ст.3604) следующие изменения:

1) статью 55_3 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, исходя из единства строительной отрасли (выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, строительство).";

2) в абзаце первом части 2 статьи 55_4 после слов "осуществляющих строительство," дополнить словами "или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, исходя из единства строительной отрасли,".

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     Президент
Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Градостроительный кодекс Российской Федерации"


Федеральный закон от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносит существенные поправки в Градостроительный кодекс, определяя, что такое "отраслевое" саморегулирование, каковы его цели и задачи. Основные изменения затрагивают статьи Градостроительного кодекса, определяющие предпринимательскую деятельность в строительстве, виды работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Все вышеперечисленные виды работ должны выполняться только индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами, имеющими свидетельство о допуске к таким видам работ, выданное им саморегулируемой организацией.

Статьей 55_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается приобретение некоммерческими организациями статуса трех видов саморегулируемых организаций:

1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Для каждого вида саморегулируемых организаций установлены минимальные требования по численности ее членов и величине компенсационного фонда. В частности, для организаций, выполняющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации, - не менее пятидесяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц при наличии компенсационного фонда, сформированного в размере не менее ста пятидесяти тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации; а для организаций, осуществляющих строительство, соответственно, - не менее ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц  при наличии компенсационного фонда, сформированного в размере не менее триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации. В связи с отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации необходимого количества изыскательских, проектных и строительных организаций, отвечающих требованиям членства в саморегулируемой организации, разделение строительной отрасли на три вида саморегулируемых организаций не позволяет создать указанные организации на уровне одного субъекта Российской Федерации, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Так, в Забайкальском крае согласно статистическим данным, зарегистрирована 1 организация, занимающаяся инженерными изысканиями, 14 - проектированием, 197 крупных и средних - строительством. Из этого следует, что саморегулируемая организация, выполняющая инженерные изыскания, может быть сформирована только на общероссийском уровне; саморегулируемая организация, осуществляющая подготовку проектной документации, может быть сформирована на уровне Сибирского Федерального округа; саморегулируемая организация, осуществляющая строительство, может быть сформирована на уровне субъекта с привлечением строительных организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу.

В сложившейся ситуации региональные строительные организации для получения права заниматься изыскательской, проектной или строительной деятельностью вынуждены вступать в саморегулируемые организации, сформированные на межрегиональном или общероссийском уровне. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации утратят возможность каким-либо образом влиять на строительную отрасль региона, а многомиллионные денежные средства, обеспечивающие имущественную ответственность членов саморегулируемых организаций перед заказчиками-застройщиками, уйдут из региона. На территории субъекта возможность своевременного получения заказчиками-застройщиками материальной компенсации убытков, возникших вследствие некачественно выполненных работ, будет проблематичной.

Кроме того, разделение строительной отрасли на три вида саморегулируемых организаций способствует возникновению конфликта интересов внутри отрасли и снижает ответственность за качество выполняемых работ, позволяя перекладывать свои недоработки на других участников строительной отрасли.

Поскольку надежность и безопасность строительных объектов зависит от тесного взаимодействия изыскательских, проектных и строительных организаций на всех этапах строительства, то обеспечение исполнения требований, изложенных в статье 55_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, будет невозможным, так как субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся строительством на территории Забайкальского края, будут разделены не только по видам деятельности, но и по территориальному подчинению. Технические требования, принятые для саморегулируемых организаций Москвы и Новосибирска, не будут соответствовать природно-климатическим особенностям Забайкальского края (сейсмичность до 9 баллов, суточная амплитуда температуры, уровень летних и зимних температур, наличие вечной мерзлоты, глубина промерзания грунтов, геологические особенности грунтов и многие другие особенности).

При разобщенности и разноуровневой подчиненности саморегулируемых организаций строительной отрасли будет невозможно добиться реализации единой технической политики в строительной отрасли на уровне региона. Поэтому только объединение изыскателей, проектировщиков и строителей на уровне региона позволит создать управляемую и несущую ответственность за результаты своей деятельности саморегулируемую отраслевую организацию.

На основании вышеизложенного проектом федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" предлагается:

статью 55_3 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, исходя из единства строительной отрасли (выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, строительство).";

в абзаце первом части 2 статьи 55_4 после слов "осуществляющих строительство" дополнить словами "или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, исходя из единства строительной отрасли".

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации


На N 2.12-17/1117 от 7 ноября 2008 г.



ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 109205-5
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской
Федерации"
, внесенный Читинской областной Думой и Агинской
Бурятской окружной Думой


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Согласно статьям 55_2 и 55_3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций трех видов, к которым относятся саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 55_3 Градостроительного кодекса новым видом саморегулируемых организаций - "саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, исходя из единства строительной отрасли (выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, строительство)".

Следует отметить, что понятие "единство строительной отрасли" в действующем законодательстве отсутствует и в законопроекте не раскрывается. При реализации указанной нормы на практике может возникнуть правовая неопределенность, поскольку не ясно, должен ли указанный вид саморегулируемых организаций объединять лиц, осуществляющих все три вида строительной деятельности, или лиц, осуществляющих один из трех видов такой деятельности.

Согласно пояснительной записке к законопроекту в связи с отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации необходимого количества изыскательских, проектных и строительных организаций, отвечающих требованиям членства в саморегулируемой организации, разделение строительной отрасли на три вида саморегулируемых организаций не позволяет создать саморегулируемые организации на уровне одного субъекта Российской Федерации. Поэтому только объединение изыскателей, проектировщиков и строителей на уровне региона позволит создать управляемую и несущую ответственность за результаты своей деятельности саморегулируемую организацию.

Однако авторами законопроекта не учитывается, что принцип создания саморегулируемых организаций по территориальному признаку приведет к ограничению конкуренции и монополизации рынка, что недопустимо, поскольку противоречит антимонопольному законодательству.

Кроме того, главой 6_1 Градостроительного кодекса установлено, что создание саморегулируемых организаций направлено на повышение качества строительных работ, предупреждение вреда третьим лицам и окружающей среде вследствие недостатков работ. Средствами достижения указанных целей являются принятие саморегулируемыми организациями правил и стандартов деятельности, контроль за соблюдением этих правил членами саморегулируемых организаций, а также сохранение государственного контроля в этой области.

Требования к деятельности саморегулируемых организаций определены Градостроительным кодексом. Кроме того, субъектам Российской Федерации предоставлено право по некоторым вопросам устанавливать требования своими актами, что позволяет издавать правила осуществления строительной деятельности, соблюдение которых обязательно для всех участников строительного рынка, с учетом региональных особенностей.

Градостроительным кодексом также установлен двухуровневый контроль: контроль саморегулируемой организацией в отношении своих членов и надзор федеральным органом исполнительной власти за деятельностью саморегулируемой организации.

Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предусматривается, что саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц исходя из единства строительной отрасли, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к саморегулируемым организациям, основанным на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Необходимо учесть, что к саморегулируемым организациям, основанным на членстве лиц, осуществляющих строительство, предъявляются более жесткие требования по сравнению с остальными саморегулируемыми организациями. В этой связи принятие предлагаемой нормы законопроекта будет существенно ухудшать положение лиц, осуществляющих инженерные изыскания, а также подготовку проектной документации, при выборе вида саморегулируемой организации.

На основании вышеизложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.


Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации С.Собянин



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»