Недействующий

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

         

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект) разработан на основании части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которой особенности организации и проведения проверок при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью, государственного строительного надзора, государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Целью законопроекта является регламентация порядка и особенностей осуществления указанных видов государственного надзора при реализации соответствующей деятельности, представляющей особую опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, и устранение существующих пробелов правового регулирования по вопросам осуществления таких надзоров.

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения в области организации и осуществления государственного надзора за обеспечением ядерной и радиационной безопасности, контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности, государственного строительного надзора, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении указанных видов государственного надзора, а также третьих лиц, жизни и здоровью которых может быть причинен вред.

С 1 мая 2009 г. отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

Вместе с тем Федеральным законом N 294-ФЗ не предусмотрена иная, кроме одного раза в три года, периодичность осуществления плановых контрольных (надзорных) мероприятий, возможность осуществления непрерывного государственного надзора, особенности предмета и содержания надзора в особо опасных сферах, срока проведения надзорных мероприятий и не предусматривается возможность осуществления контрольных (надзорных) мероприятий на основании заявлений поднадзорных организаций.

Законопроектом предполагается внести изменения в следующие федеральные законы:

- Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (статья 1 законопроекта);

- Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (статья 2 законопроекта);

- Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (статья 3 законопроекта);

- Градостроительный кодекс Российской Федерации (статья 4 законопроекта);

- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (статья 5 законопроекта);

- Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (статья 6 законопроекта);

- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»* (статья 7 законопроекта);

__________________

* Вероятно ошибка ориганала. Данный закон в настоящем законопроекте не упоминается. - Примечание изготовителя базы данных.


- Федеральный закон N 294-ФЗ (статья 8* законопроекта).

_________________     

* Вероятно ошибка ориганала. Следует читать: "статья 7". - Примечание изготовителя базы данных.


Внесение изменений в указанные законы обусловлено особенностями осуществления государственного надзора (контроля) в соответствующих сферах.

На объектах использования атомной энергии (на атомных станциях) состояние безопасности достигается и обеспечивается путем осуществления непрерывного надзора за соответствием осуществляемой деятельности требованиям безопасности, что обусловлено особенностями происходящих на поднадзорных объектах особо опасных процессов.

Однако возможность осуществления непрерывного надзора не предусмотрена Федеральным законом N 294-ФЗ.

Следует учитывать, что Российская Федерация уже обладает негативным опытом последствий ненадлежащего осуществления деятельности в области использования атомной энергии и отношения к надзору за ней (авария на Чернобыльской АЭС, неоднократные аварии на ПО «Маяк», значительное количество иных аналогичных инцидентов, произошедших с объектами использования атомной энергии на территории СССР и Российской Федерации), в связи с чем целесообразно законодательно урегулировать вопросы контроля и надзора в указанной сфере.

Обязанность государства создавать и поддерживать законодательную и регулирующую основы для обеспечения безопасности в области использования атомной энергии, подтверждается соответствующими международно-правовыми обязательствами Российской Федерации, вытекающими из ратификации целого ряда международных конвенций (Конвенции о ядерной безопасности, Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, Конвенции о физической защите ядерного материала).

Конвенция о ядерной безопасности устанавливает ряд специальных норм в области надзора за ядерной и радиационной безопасностью (регулирующего контроля), и в том числе в области проведения инспекций (проверок).

Так, статья 14 Конвенции требует, чтобы каждая Договаривающаяся сторона принимала соответствующие меры для обеспечения всесторонней и систематической оценки безопасности до начала сооружения и ввода в эксплуатацию ядерной установки и в течение всего ее жизненного цикла.

Вместе с тем, в законодательстве Российской Федерации требования международных конвенций в области ядерной и радиационной безопасности не детализированы, в том числе не закреплены соответствующие нормы, определяющие порядок организации и проведения инспекций (проверок), что затрудняет реализацию международных обязательств Российской Федерации.

С учетом изложенного, статьей 1 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральном законе от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», установив особенности осуществления надзора за ядерной и радиационной безопасностью, в том числе принципы надзора, вопросы непрерывности надзора, виды и основания проведения мероприятий по надзору, права и обязанности надзорных органов и т.д.

Особенности государственного контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности обусловлены значительным количеством опасных производственных объектов и их спецификой.