Недействующий

     

Проект N 166060-5

в третьем чтении

          
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе"

     

     

Статья 1  


Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14) следующие изменения:

1) в части 2 статьи 44:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;";

б) дополнить пунктом 3_1 следующего содержания:

"3_1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;";

2) в части 1 статьи 46 слова "пунктами 1 - 3 части 2 статьи 44" заменить словами "пунктами 1 - 3_1 части 2 статьи 44";

3) пункт 12 части 2 статьи 145 признать утратившим силу;

4) в части 4 статьи 146 слова "пунктами 2, 6, 7, 12" заменить словами "пунктами 2, 6 и 7".

Статья 2  


Внести в статью 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст.1232; 2007, N 30, ст.3807) следующие изменения:

1) часть 5 дополнить новыми вторым и третьим предложениями следующего содержания: "В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.";

2) в пункте 2 части 11 слова "владельцем недвижимого имущества." заменить словами "владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.".

Статья 3


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Д.Медведев

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе"



В последние годы широкое распространение получила практика размещения наружной рекламы на стенах и крышах многоквартирных домов.

При этом статьей 19 Федерального закона "О рекламе" довольно подробно урегулирован вопрос, связанный с установкой и эксплуатацией рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности. Однако указанные нормы не позволяют урегулировать аналогичные вопросы в случаях размещения рекламы на многоквартирных домах или с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В частности, действующей редакцией статьи 19 Федерального закона "О рекламе" не учитывается, что в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, а также иные объекты, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, являются общим имуществом собственников помещений в данном доме и принадлежат собственникам помещений в доме на праве общей долевой собственности. Решение о передаче указанного имущества в пользование третьим лицам (в том числе для размещения на нем рекламных конструкций) должно приниматься общим собранием собственников помещений в данном доме.

Таким образом, из-за недостаточно четкой регламентации статьей 19 Федерального закона "О рекламе" отношений по получению согласия собственников помещений в многоквартирном доме на размещение наружной рекламы на многоквартирных домах, в некоторых городах органы местного самоуправления принимают решения, обязывающие рекламодателей и рекламопроизводителей заключать договоры о размещении рекламы не с собственниками общего имущества, а с органом местного самоуправления либо созданным им для этих целей унитарным предприятием. Для этих целей в договорах используется противоречащее законодательству понятие "рекламные площади, принадлежащие муниципальному образованию".

Есть и другая тенденция - из-за отсутствия прямого указания в Жилищном кодексе РФ на то, что решение о размещении рекламных конструкций на многоквартирных домах является решением о передаче общего имущества в пользование для целей рекламы, указанные решения в ряде случаев принимаются в нарушение части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ общими собраниями или исполнительными органами товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

В результате договоры о размещении рекламных конструкций заключаются с лицами, не обладающими соответствующими полномочиями, чем нарушаются права и законные интересы собственников общего имущества, используемого для размещения наружной рекламы.

В частности, нарушается не только закрепленное Жилищным кодексом РФ исключительное право собственников помещений в многоквартирном доме на распоряжение принадлежащим им имуществом, но и право указанных собственников на получение дохода от передачи имущества в пользование. В случаях, когда решение о размещении рекламных конструкций принимают органы местного самоуправления, доход по заключенному договору поступает, как правило, в бюджет муниципального образования.

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе" направлен на устранение обозначенных выше проблем.

Прежде всего предлагается закрепить в пункте 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ прямое указание на то, что данная норма распространяется в том числе на отношения, возникающие при использовании общего имущества многоквартирных домов в целях размещения рекламных конструкций.

Для обеспечения возможности применения норм Жилищного кодекса РФ об исключительном праве собственников помещений в многоквартирном доме на распоряжение принадлежащим им имуществом законопроект также закрепляет в статье 19 Федерального закона "О рекламе" прямое указание на необходимость получения согласия собственников помещений на размещение рекламных конструкций с использованием общего имущества многоквартирного дома.

Кроме того, внесение предлагаемых законопроектом изменений в Федеральный закон "О рекламе" позволит решить технический вопрос, связанный с формой выражения согласия собственников недвижимого имущества на размещение рекламной конструкции. В частности, законопроектом предлагается закрепить правило о том, что если для установки или закрепления рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то документом, подтверждающим согласие собственников помещений в данном доме, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, проект наделяет общее собрание правом определять лицо (или лиц), полномочное заключить от имени собственников договор о передаче в пользование общего имущества многоквартирного дома для размещения рекламных конструкций. На практике подписание каждым собственником общего имущества, проголосовавшим за заключение договора о передаче общего имущества в пользование (в том числе и за заключение договора о размещении рекламных конструкций), в ряде случаев затруднительно. С учетом изложенного законопроектом предлагается внести соответствующее дополнение в пункт 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ, а также указать на это в части 5 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".

Внесение обозначенных изменений в законодательство ликвидирует вероятность неоднозначного толкования существующих норм, в частности, устранит практику принятия решений о размещении рекламы на многоквартирных домах органами местного самоуправления, общими собраниями, правлениями и иными исполнительными органами жилищных и жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья.


     

     

     

     

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 166060-5 "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона "О рекламе", внесенный депутатом Государственной Думы П.В.Крашенинниковым



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается отнести к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решений о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах общего имущества, а также определение лица, уполномоченного от имени собственников помещений в многоквартирном доме на подписание соответствующего договора на условиях, определяемых решением общего собрания.

Указанные предложения законопроекта направлены на уточнение полномочий общего собрания собственников помещений, предусмотренных частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом положений Федерального закона "О рекламе".

Данные изменения могут быть поддержаны, поскольку имеют целью закрепить четкий порядок определения лиц, которые вправе давать согласие на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах общего имущества многоквартирных домов, и направлены на устранение практики принятия таких решений органами местного самоуправления.

Вместе с тем к законопроекту имеется ряд замечаний юридико-технического характера.

В пункте 1 статьи 1 законопроекта слова "уполномоченного от имени собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего договора" необходимо заменить словами "уполномоченного от имени собственников помещений в многоквартирном доме на подписание соответствующего договора".

Кроме того, в тексте статьи 2 законопроекта используется понятие "установка или закрепление рекламной конструкции".

Однако в статье 19 Федерального закона "О рекламе", предусматривающей требования к распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, а также регулирующей вопросы установки и эксплуатации рекламных конструкций, данное понятие отсутствует.

В этой связи в целях реализации принципа единства терминологии законодательства Российской Федерации положения статьи 2 проекта федерального закона требуют приведения в соответствие с нормами статьи 19 Федерального закона "О рекламе".

С учетом изложенных замечаний Правительство Российской Федерации поддерживает принятие представленного законопроекта.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин

          

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»