Недействующий

     

Проект N 442151-4

Вносится депутатами Государственной Думы
А.М.Бабаковым, И.Н.Харченко,
Д.О.Рогозиным, И.Н.Морозовым


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 1


Статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2873; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; N 45, ст. 4585) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11) налог на предметы роскоши".

Статья 2


Раздел VIII части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413, 3421, 3429; N 49, ст. 4564; N 53, ст. 5015; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, N 1, ст. 2, 6, 10, 11; N 19, ст. 1749; N 21, ст. 1958; N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 26, ст. 2567; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2874, 2879, 2886; N 46, ст. 4444; N 50, ст. 4849; N 52, ст. 5030; 2004, N 27, ст. 2711, 2715; N 30, ст. 3088; N 31, ст. 3219, 3220, 3222, 3231; N 34, ст. 3517, 3518, 3520, 3522, 3524, 3525, 3527; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 49, ст. 4840; 2005, N 30 (ч. II), ст. 3128, 3129, 3130) дополнить главой 25.4 следующего содержания:     

"Глава 25.4. Налог на предметы роскоши


Статья 333.43. Плательщики налогов

1. Плательщиками налога на предметы роскоши (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.44 настоящего Кодекса.

2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Статья 333.44. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

1) жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки (доли в них) стоимостью от 15 млн. рублей и выше;

2) автомобили, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, стоимостью от 2 млн. рублей и выше;

3) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей и выше.

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

2) государственные награды;

3) произведения живописи и скульптуры, переданные для экспонирования в государственные или муниципальные музеи, архивы, библиотеки, иные государственные хранилища культурных ценностей, если суммарный срок такого экспонирования составляет не менее 120 дней в течение налогового периода;

4) земельные участки (доли в них), отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

5) находящиеся в собственности юридических лиц земельные участки (доли в них), строения, помещения и сооружения, которые используются ими для осуществления основного вида деятельности;

6) автомобили, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

7) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них; произведения живописи и скульптуры, транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их кражи (угона) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Статья 333.45. Налоговая база


Налоговая база определяется как стоимость указанного в статье 333.44 имущества, исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января каждого года.

Статья 333.46. Налоговый период


Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Статья 333.47. Налоговые ставки

1. Устанавливаются следующие ставки налога в процентах от стоимости имущества, являющегося объектом налогообложения:

1) в отношении жилых домов, квартир, дач и иных строений, помещений и сооружений, земельных участков (долей в них):

Стоимость имущества

Ставка налога

От 15 млн. рублей до 30 млн. рублей

От 30 млн. рублей до 50 млн. рублей

Свыше 50 млн. рублей

1 процента

3 процента

5 процента


2) в отношении автомобилей, самолетов, вертолетов, теплоходов, яхт, парусных судов, катеров:

Стоимость имущества

Ставка налога

От 2 млн. рублей до 20 млн. рублей

От 20 млн. рублей до 50 млн. рублей

Свыше 50 млн. рублей

1 процента

3 процента

5 процента


3) в отношении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, произведений живописи:

Стоимость имущества

Ставка налога

От 300 тысяч рублей до 3 млн. рублей

От 3 млн. рублей до 50 млн. рублей

Свыше 50 млн. рублей

1 процента

3 процента

5 процента

2. Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным пунктом 1 настоящей статьи, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Статья 333.48. Порядок исчисления и уплаты налогов. Налоговая декларация

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Налогоплательщики уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

2. За имущество, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе.

За имущество, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

3. Органы, осуществляющие регистрацию прав на имущество, признаваемое объектом налогообложения, и сделок с ним обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.

4. Налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. По новому имуществу, признаваемому объектом налогообложения, налог уплачивается с начала года, следующего за его приобретением или регистрацией прав на него.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения (утраты) имущества, признаваемого объектом налогообложения, взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором оно было уничтожено (утрачено).

6. При переходе права собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

7. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

8. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

9. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за пять предыдущих лет.

10. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за пять предыдущих лет.

     

Статья 3


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

 Президент
Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту федерального закона N 442151-4 "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления налога на предметы роскоши), депутатом Государственной Думы А.М.Бабаковым, а также депутатами Государственной Думы четвертого созыва И.Н.Харченко, Д.О.Рогозиным, И.Н.Морозовым

     

Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.

     

Представленным законопроектом предлагается дополнить статью 13 "Федеральные налоги и сборы" части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс) новым федеральным налогом на предметы роскоши, а также дополнить часть вторую соответствующей главой.

В соответствии со статьей 2 законопроекта объектами налогообложения данным налогом признаются: жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки (доли в них) стоимостью от 15 млн. рублей и выше; автомобили, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, стоимостью от 2 млн. рублей и выше; драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей и выше.

Данный законопроект предусматривает введение дифференцированной ставки налога на предметы роскоши.

Плательщиками налога на предметы роскоши признаются лица-собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В пояснительной записке отмечается, что "необходимость принятия предлагаемого законопроекта вызвана тем, что введение налога на предметы роскоши являются эффективным средством корректирования общей системы налогов, особенно в условиях отсутствия прогрессивной шкалы подоходного налога, когда все налоги падают в равной мере на всех граждан, а вместе с тем имеется значительное число лиц богатых".

Комитет не поддерживает указанный законопроект по следующим основаниям.

Следует отметить, что объектом налогообложения данным налогом признается имущество, которое уже является объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц и налогом на имущество организаций, что не соответствует пункту 1 статьи 38 Кодекса, в соответствии с которым, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики.

Пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. При этом, налоговые базы по налогам также совпадают и определяются стоимостной характеристикой объектов налогообложения. Таким образом, реализация предлагаемых изменений приведет к двойному налогообложению имущества, а также к увеличению налоговой нагрузки на физических и юридических лиц.

В соответствии с положениями статьи 17 Налогового кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе порядок исчисления налога. При этом, законопроект не содержит положений, определяющих порядок исчисления налога на такие предметы роскоши как драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры.

Кроме того, вопрос зачисления сумм налога в федеральный бюджет является предметом регулирования не Налогового кодекса, а Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Реализация предлагаемых изменений приведет к возникновению различного рода нелегальных схем ухода от уплаты налога на предметы роскоши, к занижению стоимости различного вида имущества, подпадающего под понятие "предметы роскоши", к расширению теневого рынка, а также к увеличению объемов покупок соответствующих предметов за рубежом, в странах, где подобный налог отсутствует.

Также, по законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.

Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 442151-4 "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления налога на предметы роскоши), депутатом Государственной Думы А.М.Бабаковым, а также депутатами Государственной Думы четвертого созыва И.Н.Харченко, Д.О.Рогозиным, И.Н.Морозовым.

Председатель Комитета
Ю.В.Васильев



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»