Недействующий

     

Проект N 296027-5

Вносится Законодательным
Собранием Кировской области


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 1


Внести в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 11, часть 2, ст. 18; 2002, N 22, ст. 2026; 2005, N 30, часть 2, ст. 3130; 2008, N 48, ст. 5519) следующее изменение:

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Счета-фактуры, составленные и выставленные с грубым нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Под грубым нарушением порядка составления счетов-фактур понимается отсутствие в счете-фактуре обязательных сведений (реквизитов), предусмотренных пунктами 5 и 5.1 настоящей статьи, отсутствие в счете-фактуре подписи руководителя организации либо иного лица, уполномоченного на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации либо индивидуального предпринимателя, а также подписание счета-фактуры неуполномоченным лицом, указание в счете-фактуре заведомо ложных сведений, очевидных для покупателя при получении счета-фактуры.

Под заведомо ложными сведениями, очевидными для покупателя при получении счета-фактуры, понимаются сведения, указанные в счете-фактуре и не соответствующие данным Единого государственного реестра юридических лиц, официально опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи, а также требований, не относящихся к грубому нарушению порядка составления счетов-фактур, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.".

Статья 2  


Настоящий Федеральный закон вступает в силу через месяц со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации



     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"



Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" направлен на совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с целью создания условий для добросовестных налогоплательщиков по более полной реализации права на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, для налоговых органов по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками.

Статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлены требования, предъявляемые к счету-фактуре - основному документу, служащему основанием для покупателя принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные продавцом товаров (работ, услуг).

В пунктах 5, 5.1, 6 указанной статьи перечислены обязательные реквизиты, которые должен содержать счет-фактура. Согласно пункту 2 статьи 169 счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.

На первый взгляд, требования, установленные статьей 169, не вызывают никаких трудностей, однако на практике огромное количество стабильно работающих предприятий столкнулись с неразрешимой на сегодняшний день проблемой.

По результатам налоговых проверок налоговые органы предъявляют предприятиям к уплате НДС, ранее принятый к вычету, в отношении продукции, приобретенной якобы у "фирм-однодневок". Так, в Кировской области более чем десяти крупным промышленным предприятиям предъявлены суммы НДС на десятки миллионов рублей. Налоговыми органами в качестве основания используется формальное несоответствие счета-фактуры требованиям статьи 169, а именно - подписание счетов-фактур поставщиков за руководителя и главного бухгалтера так называемыми "неустановленными лицами". В результате уплаченный поставщику НДС признается документально неподтвержденным.

Указанные факты налоговые органы подтверждают в порядке оперативно-розыскных мероприятий, проводимых совместно с органами УВД, в ходе опросов физических лиц, числящихся руководителями организаций-поставщиков, а также результатами почерковедческих экспертиз.

Предприятия в ходе своей коммерческой деятельности лишены реальной возможности устанавливать подлинность подписей на счетах-фактурах. В отличие от правоохранительных органов предприятия не имеют ни права, ни возможности производить допросы, отбирать образцы почерка, требовать предоставления документов и т. д. Покупатель, убедившись из открытых официальных источников в том, что организация-поставщик действительно зарегистрирована, поставлена на налоговый учет, не может знать о том, что учредители и руководители организации в дальнейшем будут заявлять о непричастности к ее деятельности.

Возложение на налогоплательщиков обязанности по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью поставщиков противоречит не только Налоговому кодексу, но и Конституции Российской Федерации, которая провозглашает свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции и обязывает органы государственной власти и должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и законы.

Курс на модернизацию экономики, обозначенный в послании Президента РФ, требует принятия менеджментом организаций быстрых и качественных решений. Оперативность решений достигается в том числе при помощи информационных технологий. В настоящее время открытость Единого государственного реестра юридических лиц обеспечивается путем размещения данных, содержащихся в нем, в сети Интернет на сайте ФНС России. Налогоплательщику при выборе контрагента необходимо предоставить законодательно подкрепленную возможность руководствоваться сведениями, опубликованными в соответствии с действующим законодательством о государственной регистрации. Принятие решений о выборе поставщика и заключении договора не должно быть поставлено в зависимость от личных знакомств, возможности изучения подписей и паспортных данных руководителя и главного бухгалтера поставщика.

Налоговые органы имеют множество законных средств, методов и возможностей борьбы с "фирмами-однодневками", в частности на основании статьи 61 Гражданского кодекса РФ, статьи 76 Налогового кодекса РФ, статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Бороться со схемами ухода от налогов необходимо, но только в том случае, если такая схема выявлена налоговыми органами и установлены ее участники. В этом случае бюджету страны причиняется ущерб, который необходимо компенсировать за счет участников схемы.

Для разрешения конфликтной ситуации предлагается внести изменение в пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Измененная формулировка даст возможность направить усилия налоговых органов на борьбу с лицами, действительно уклоняющимися от уплаты налогов, и защитит права добросовестных налогоплательщиков.

Председатель
Законодательного Собрания
 Кировской области
 В.А.Васильев

     

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 296027-5 "О внесении изменения в статью 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу Законодательным Собранием Кировской области



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается внести в статью 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменение, согласно которому счета-фактуры, составленные и выставленные с грубым нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5_1 и 6 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. При этом под грубым нарушением порядка составления счетов-фактур понимается отсутствие в счете-фактуре обязательных сведений (реквизитов), предусмотренных пунктами 5 и 5_1 статьи 169 Кодекса, подписи руководителя организации либо иного лица, уполномоченного на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, либо индивидуального предпринимателя, а также подписание счета-фактуры неуполномоченным лицом и указание в счете-фактуре заведомо ложных сведений, очевидных для покупателя при получении счета-фактуры. Под заведомо ложными сведениями, очевидными для покупателя, понимаются указанные в счете-фактуре сведения, не соответствующие данным Единого государственного реестра юридических лиц, официально опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации.

Согласно пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 17 декабря 2009 года N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость") с 1 января 2010 года применяется норма, согласно которой ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

Таким образом, в настоящее время глава 21 Кодекса содержит положения, создающие для добросовестных налогоплательщиков условия для полной реализации права на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Статья 2 законопроекта не соответствует статье 5 Кодекса, предусматривающей иной порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, указанный проект Правительство Российской Федерации не поддерживает.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»