Недействующий

     

     Проект N 587268-5

     Вносится Правительством
      Российской Федерации


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", статьи 35 и 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

Статья 1


Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 18; 2003, N 23, ст. 2174; 2010, N 21, ст. 2527) изложить в следующей редакции:

"1. При выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленный законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.".

     

Статья 2


Внести в Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 821; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4567; 1997, N 6, ст. 709; 1999, N 18, ст. 2221; 2000, N 22, ст. 2263; 2003, N 23, ст. 2174; N 28, ст. 2893; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 52, ст. 5581; 2006, N 47, ст. 4819; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 22; N 26, ст. 3123) следующие изменения:

1) статью 35 дополнить пунктом "х" следующего содержания:

"х) вывозимые с территории Российской Федерации товары (продукция), принадлежащие сторонам соглашения о разделе продукции и произведенные при реализации соглашения о разделе продукции.

При этом понятие "стороны соглашения о разделе продукции" используется в значении, указанном в статье 3 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", а применительно к соглашениям о разделе продукции, заключенным до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", - в значении, указанном в таких соглашениях.";

2) в абзаце пятом статьи 37 слова ", а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций в порядке, определяемом Верховным Советом Российской Федерации" исключить.

     

Статья 3


Признать утратившими силу:

1. Пункт 9 статьи 346_35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2003, N 23, ст. 2174; 2010, N 48, ст. 6247).

2. Пункт 50 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6247).

     

Статья 4


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.


 Президент
           Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", статьи 35 и 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"



Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", статьи 35 и 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Проект) разработан Минэнерго России в инициативном порядке с целью устранения правовой коллизии в вопросе освобождения от взимания таможенных пошлин при вывозе с территории Российской Федерации углеводородов (продукции), принадлежащих Российской Федерации и инвесторам (операторам) при реализации соглашений о разделе продукции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" при выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.

Федеральным законом от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" раздел VIII.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 26.4, пунктом 9 статьи 346.35 которой установлено, что от уплаты таможенной пошлины освобождается, в том числе, продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения, принадлежит государству (доля государства в произведенной продукции) и инвестору (доля инвестора в произведенной продукции). Таким образом, в соответствии с пунктом 9 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при вывозе с территории Российской Федерации от уплаты таможенной пошлины освобождается продукция, принадлежащая как государству, так и инвестору.

В то же время Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" таможенные пошлины исключены из перечня федеральных налогов (статья 13 Налогового кодекса Российской Федерации) и Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" отнесены к неналоговым доходам федерального бюджета (статья 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в соответствии с абзацем вторым статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.

Таким образом, норма, установленная пунктом 9 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения произведенной при реализации соглашений продукции от таможенных пошлин, в полной мере применяться не может. В то же время Налоговый кодекс Российской Федерации наиболее полно устанавливает систему экономических показателей при исполнении соглашений о разделе продукции.

Статьей 37 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" устанавливается, что при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, в том числе и ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций в порядке, определяемом Верховным Советом Российской Федерации.

Действующими соглашениями о разделе продукции (далее - СРП) предусмотрены условия, в соответствии с которыми принадлежащая инвестору произведенная продукция при вывозе на экспорт не облагается таможенными платежами. Отдельных положений о вывозе операторами государственной доли продукции без уплаты таможенной пошлины при денежной форме получения доходов государством не предусмотрено.

В связи с этим таможенные органы Российской Федерации с 2008 года перестали предоставлять операторам действующих СРП подтверждение по освобождению от уплаты таможенной пошлины на объемы вывозимых углеводородов, причитающихся (принадлежащих) Российской Федерации.

Учитывая принципы действующего законодательства о соглашениях о разделе продукции, устанавливающего возможность получения Российской Федерацией доходов от реализации СРП в денежной форме, тем самым поручая инвестору реализовать продукцию причитающуюся государству и перечислить в полном объеме выручку от ее реализации в бюджетную систему, взимание таможенной пошлины при реализации инвестором продукции государства на экспорт представляется излишним, так как не только не приводит к росту поступлений, но и влечет за собой существенное увеличение количества административных процедур.

Статьей 10 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" определено, что распределение стоимостного эквивалента принадлежащей Российской Федерации доли произведенной продукции осуществляется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр. Процентные отношения распределения определены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Таможенная пошлина, за счет которой уменьшается объем средств, подлежащих распределению между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, полностью (100%) поступает в федеральный бюджет и, следовательно, снижает поступления бюджета субъекта Российской Федерации.

В связи с изложенным Статья 1 Проекта предусматривает редакцию пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" позволяющую применять к соглашениям о разделе продукции особый порядок исчисления и уплаты не только налогов и сборов, но и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 2 Проекта вносятся изменения в статью 35 "Освобождение от пошлины" Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 путем дополнения названной статьи пунктом "х", предусматривающим освобождение от таможенной пошлины продукции, вывозимой на экспорт и принадлежащей сторонам соглашения.

С целью избегания перечисления участников соглашения как со стороны Российской Федерации, так и со стороны инвестора, в проекте применяется отсылочная норма к статье 3 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ, в которой даны определения сторон соглашения.

В связи с внесением указанных изменений в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" пунктом 2 статьи 1* Проекта вносятся изменения в абзац 5 статьи 37, предусматривающие исключение дублирующей нормы о допущении предоставления тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины вывозимой инвестором продукции.

________________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "пунктом 2 статьи 2". - Примечание изготовителя базы данных.

При этом абзац 5 статьи 37 излагается в редакции, предусматривающей (возможность оставить) льготный режим для товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий.

Статья 3 Проекта предусматривает исключение дублирования норм, включаемых в Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", и норм, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. О необходимости этой нормы письмом Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. N А6-7861 было обращено внимание.

Статьей 4 Проекта предусматривается вступление в силу федерального закона по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Установление этой нормы вызвано необходимостью принятия Правительством Российской Федерации изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. N 25 "Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором по соглашениям о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения, а также продукцию, произведенную в соответствии с условиями соглашения" (далее - постановление).

Обоснование необходимости внесения изменений в постановление, срок их подготовки, ответственный исполнитель и соисполнитель указаны в прилагаемом перечне нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»