Недействующий

     

Проект

     
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О предупреждении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации



В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, защиты населения и окружающей среды от их вредного воздействия и обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

2. Дополнить перечень аварийно-спасательных работ такими видами как ликвидация (локализация) на море разливов нефти и нефтепродуктов, ликвидация (локализация) на внутренних водах (за исключением внутренних морских вод) разливов нефти и нефтепродуктов, ликвидация (локализация) на суше разливов нефти и нефтерподуктов.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработать и утвердить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации нормативный правовой акт, определяющий требования к подготовке и оснащению аварийно-спасательных формирований, предназначенных для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

4. Министерству энергетики Российской Федерации разработать и утвердить по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством транспорта Российской Федерации нормативный правовой акт, устанавливающий требования к определению максимальных расчетных объемов, сроков локализации и ликвидации, достаточности сил и средств для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей и технического состояния объектов хозяйственной деятельности, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации.

5. Координацию и контроль выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

6. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст.3582);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст.1569).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _________ 2012 года N _____

     

Правила планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об охране окружающей среды", устанавливают порядок планирования и реализации мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов, на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия), и направленных на:

а) сохранение жизни и здоровья населения, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь;

б) предупреждение чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и/или нефтепродуктов;

в) обеспечение прекращения распространения разливов нефти и/или нефтепродуктов по территории (акватории) от источника разлива нефти и/или нефтепродуктов (далее - локализация разливов нефти и/или нефтепродуктов);

г) выполнение комплекса работ по сбору разлившейся нефти и/или нефтепродуктов (далее - ликвидация разливов нефти и/или нефтепродуктов);

д) поддержание в готовности к применению сил и средств для локализации и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и/или нефтепродуктов, и защиты населения и территорий в случае их возникновения (далее - силы и средства).

2. Настоящие Правила обязательны для организаций, осуществляющих поиск и разведку нефтяных месторождений, добычу, переработку и транспортировку трубопроводным транспортом, перевозку наземным и водным транспортом, перевалку (погрузочно-разгрузочные работы), бункеровку (заправку), хранение и реализацию нефти и/или нефтепродуктов, а также для органов государственной власти и должностных лиц, осуществляющих деятельность в области надзора и контроля за выполнением мероприятий (далее - организации).

II. Планирование мероприятий

3. Организации обязаны разрабатывать планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов (далее - планы).

Организации, имеющие опасные производственные объекты, расположенные на сухопутной части территорий Российской Федерации, на которых возможны разливы нефти и/или нефтепродуктов, в объемах, исключающих риск выхода разливов нефти и/или нефтепродуктов за пределы блока объекта (цеха, установки, производственного участка), установленного проектной документацией опасного производственного объекта, планирование и реализацию мероприятий для таких разливов нефти и/или нефтепродуктов не осуществляют. Планирование мероприятий в данных случаях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

К организациям, осуществляющим перевозку нефти и/или нефтепродуктов судами, имеющими действующие свидетельства о соответствии требованиям международных договоров Российской Федерации по предотвращению загрязнений с судов, требования настоящих Правил к разработке планов в отношении этих судов не применяются.

Планы для акваторий морских портов разрабатываются администрациями морских портов и учитывают планы организаций, осуществляющих деятельность в морском порту.

Планы администраций морских портов разрабатываются с учетом возможных разливов нефти и/или нефтепродуктов с судов, обслуживаемых на терминале в период нахождения их в акватории порта.

4. Планы организаций разрабатываются с учётом максимальных расчётных объёмов разливов нефти и/или нефтепродуктов.

Максимальные расчётные объёмы разливов нефти и/или нефтепродуктов определяются по решению организации в соответствии с разделом III настоящих Правил, либо на основании расчётов, проведенных в соответствии с утвержденным в установленном порядке нормативным правовым актом, устанавливающим требования к определению максимальных расчетных объемов, сроков локализации и ликвидации, достаточности сил и средств для локализации и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов с учетом особенностей и технического состояния объектов хозяйственной деятельности, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации.

5. Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении плана, непредставлении полных и достоверных сведений о его выполнении, в сокрытии или искажении информации, предусмотренной настоящими Правилами, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей, нарушению законодательства в области охраны окружающей среды, а также в других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

6. Планы разрабатываются организациями, утверждаются их руководителями в срок не более шести месяцев с даты введения в действие настоящих Правил, регистрации вновь создаваемых объектов и организаций и вводятся руководителями организаций в действие не позднее 2 месяцев после их утверждения и проведения комплексных учений по отработке планов.

Копии утвержденных планов должны находиться в аварийно-спасательных формированиях, привлекаемых к локализации и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов в соответствии с планами и аттестованных в установленном порядке на право ведения данного вида работ (далее - аварийно-спасательные формирования).

7. Уведомления об утверждении планов в письменной форме с приложением их электронных копий в течение 10 дней после их введения в действие направляются (по форме, установленной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий):

а) в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - организациями, осуществляющими поиск и разведку нефтяных месторождений, добычу, переработку нефти и/или нефтепродуктов, транспортировку нефти и/или нефтепродуктов по магистральным нефте- и нефтепродуктопроводам, а также перевозку нефти и/или нефтепродуктов водным, железнодорожным и автомобильным транспортом, перевалку (погрузочно-разгрузочные работы), бункеровку (заправку), хранение и реализацию нефти и/или нефтепродуктов с максимальным фактическим объемом 1 наибольшего резервуара, составляющим более 1000 кубических метров;

б) в Министерство транспорта Российской Федерации - организациями, осуществляющими перевозку нефти и/или нефтепродуктов железнодорожным транспортом в составах по путям общего пользования либо межобластные перевозки автомобильным транспортом;

в) в Министерство энергетики Российской Федерации - организациями, осуществляющими поиск и разведку нефтяных месторождений, добычу, переработку и транспортировку трубопроводным транспортом, а также перевалку (погрузочно-разгрузочные работы), бункеровку (заправку), хранение и реализацию нефти и/или нефтепродуктов с фактическим объемом 1 наибольшего резервуара, составляющим более 1000 кубических метров;

г) в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения, и в случаях, если возможные разливы нефти и/или нефтепродуктов могут угрожать особо охраняемой природной территории федерального значения;

д) в Федеральное агентство морского и речного транспорта - организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на морских акваториях и внутренних водных путях;

е) в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования - организациями, осуществляющими геологическое изучение и иное использование недр, хозяйственную деятельность на водных объектах, в том числе во внутренних морских водах и территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также на землях, находящихся в федеральной собственности, и в случаях, если возможные разливы нефти и/или нефтепродуктов могут угрожать особо охраняемой природной территории федерального значения;

ж) в Федеральное агентство по рыболовству - организациями, осуществляющими геологическое изучение, поиск, разведку, разработку, переработку и транспортировку трубопроводным транспортом нефти и/или нефтепродуктов, и в случаях, если возможные разливы нефти и/или нефтепродуктов могут причинить вред водным биологическим ресурсам и среде их обитания;

з) в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - организациями, осуществляющими деятельность с нефтью и/или нефтепродуктами на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

8. Органы исполнительной власти, получившие электронные копии планов, рассматривают их на соответствие установленным требованиям, организуют их учет при планировании мероприятий по координации и контролю за реализацией работ, предусмотренных планами.

9. В функциональной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства транспорта Российской Федерации разрабатываются:

а) Федеральным агентством морского и речного транспорта:

федеральный план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, который утверждается Федеральным агентством морского и речного транспорта по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

бассейновые планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов на морских акваториях, которые утверждаются Федеральным агентством морского и речного транспорта по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

бассейновые планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта, которые утверждаются Федеральным агентством морского и речного транспорта по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и учитывают планы организаций, осуществляющих добычу, хранение, перевозку, перевалку и бункеровку нефти и/или нефтепродуктов на внутренних водных путях соответствующего бассейна;

б) Федеральным агентством железнодорожного транспорта: федеральный план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов на железнодорожном транспорте, который утверждается Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

10. Электронные копии утвержденных в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил планов, разрабатываемых в функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства транспорта Российской Федерации, направляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

11. В территориальных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатываются планы управления мероприятиями на территории субъектов Российской Федерации, в которых отражаются:

а) система управления мероприятиями, система связи и оповещения на территории субъекта Российской Федерации;

б) сведения об организациях, осуществляющих планирование и реализацию мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;

в) сведения об аварийно-спасательных формированиях, а также о соответствующих зонах их ответственности;

г) сведения о резервах материальных ресурсов и финансовых средств, предназначенных для ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов на территории субъекта Российской Федерации.

12. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена ею формируют и ежегодно уточняют (по форме, установленной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий):

а) перечень организаций, осуществляющих планирование и реализацию мероприятий, включая сведения о состоянии разработки и введения в действие планов на территории субъекта Российской Федерации;

б) перечень аварийно-спасательных формирований, включая сведения об их оснащенности;

в) перечень выведенных из эксплуатации резервуаров, нефтепроводов, нефтяных скважин и иных потенциальных источников разливов нефти и/или нефтепродуктов на территории субъекта Российской Федерации;

г) перечень загрязненных нефтью и/или нефтепродуктами территорий и акваторий субъекта Российской Федерации;

д) перечень разливов нефти и/или нефтепродуктов за календарный год на территории субъекта Российской Федерации.

13. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Национальный центр управления в кризисных ситуациях) через органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информацию, указанную в пункте 12 настоящих Правил.

III. Требования к планам

14. Значения максимальных расчетных объемов разливов нефти и/или нефтепродуктов при разработке планов организаций устанавливаются для следующих объектов:

а) нефтеналивные самоходные и несамоходные суда, суда для сбора и перевозки нефтесодержащих вод, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители и нефтеналивные баржи (имеющие разделительные переборки) - 2 смежных танка максимального объема (для судов с двойным дном и двойными бортами - 50 процентов объема 2 смежных танков максимального объема);

б) нефтеналивные баржи (не имеющие разделительных переборок) - 50 процентов их общей грузоподъемности;

в) поисковые, разведочные и эксплуатационные скважины на суше - объем разлива нефти и/или нефтепродуктов, эквивалентный максимальному дебиту скважины за 3 суток;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»