Вносится депутатами
Государственной Думы
Д.Ф.Вяткиным, М.Е.Старшиновым
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3012; 2010, N 31, ст.4197) следующие изменения:
1) в статье 29:
а) в части 1:
пункт 1 признать утратившим силу;
дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:
"1_1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;";
б) часть 2 признать утратившей силу;
2) статью 191 дополнить частью 4 следующего содержания:
"4. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.".
Дела об оспаривании нормативных правовых актов в сферах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются судами, принявшими их к рассмотрению, в соответствии с правилами, действовавшими на день принятия соответствующих дел к рассмотрению.
Признать утратившими силу подпункты "б" и "г" пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4197).
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Законопроект направлен на разграничение подведомственности дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.
В настоящее время критерии разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами закреплены в статьях 118, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 19-25 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Указанными нормативными правовыми актами установлено, что основными критериями отнесения дел к подведомственности арбитражных судов являются следующие: экономический характер спора, субъективный состав его участников, непосредственное указание в законе на отнесение конкретных дел к компетенции арбитражных судов. Иные дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.
Данный принцип определения подведомственности дел закреплен также в статье 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Однако статья 29 Арбитражного процессуального кодекса существенно расширяет подведомственность дел арбитражным судам за счет отнесения к ней дел об оспаривании отдельных категорий нормативных правовых актов независимо от того, являются ли заявителями организации, индивидуальные предприниматели или граждане.
В связи с этим законопроектом предлагается внести в статью 29 Арбитражного процессуального кодекса изменения, предусматривающие, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Из статьи 29 также предлагается исключить положение, относящее к подведомственности арбитражных судов все указанные дела независимо от того, являются ли заявителями организации, индивидуальные предприниматели или граждане.
Корреспондирующие изменения вносятся и в статью 191 Арбитражного процессуального кодекса.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка