ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2012 года N 125


Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы»

(с изменениями на 21 ноября 2013 года)

___________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 6 декабря 2012 года N 582;

распоряжением Правительства Пермского края от 14 марта 2013 года N 72-рп;

постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 15 августа 2013 года N 869;

постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 ноября 2013 года N 1051.

____________________________________________________________________


Законодательное Собрание Пермского края постановляет:

1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы» (прилагается).


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Первый заместитель председателя
Законодательного собрания
 И.В.Папков


Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермского края
от 15 марта 2012 года N 125
(в редакции постановлением Законодательного
 Собрания Пермского края
от 6 декабря 2012 года N 582)


КОНЦЕПЦИЯ
 долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы»


Введение

Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы» (далее - Концепция) представляет собой систему принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти Пермского края в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае.

Основой для разработки Концепции явились:

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

Закон Пермского края от 26 февраля 2009 г. N 392-ПК «О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае».

Концепция разработана в соответствии с требованиями Закона Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края».

Концепция является основой для разработки долгосрочной целевой  «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы» (далее - Программа).



1. Обоснование необходимости и целесообразности решения задач программно-целевым методом


Увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность, в структуре экономики региона имеет важное значение для социально-экономического развития Пермского края.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, развиваясь, порождают здоровую конкуренцию, способствующую росту экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности.

За 3 года, с 2008 по 2010 год, в Пермском крае количество занятых в малом и среднем бизнесе выросло на 24 тыс. чел. и достигло 232 тыс. чел. в 2010 году. Прямую финансовую поддержку получили 1364 предпринимателя на общую сумму 240778,6 тыс. руб. Обучающие программы для предпринимателей охватили аудиторию свыше 1300 чел.

На сегодняшний день создана инфраструктура поддержки предпринимательства: сейчас в крае действуют 36 муниципальных фондов поддержки предпринимательства, основными функциями которых являются сопровождение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также микрофинансирование. По состоянию на 01.07.2011 общий совокупный объем денежных средств муниципальных фондов составляет 191245,59 тыс. руб. В 2011 году был открыт бизнес-инкубатор в г. Перми, завершается строительство бизнес-инкубаторов в г. Соликамске и г. Чусовом, задачами которых являются создание новых рабочих мест и содействие появлению новых субъектов малого и среднего предпринимательства. Сформирован гарантийный фонд, основной задачей которого является предоставление поручительств по кредитам, выдаваемым банками субъектам малого и среднего предпринимательства, за время существования фонда были выданы поручительства более чем по 351 кредитному договору, что обеспечило возможность получения кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 1164255 тыс. руб., за счет средств гарантийного фонда осуществляется выдача поручительств по кредитам более чем в 20 банках-партнерах.

С 2010 года начало функционировать региональное представительство Российского Евро Инфо Корреспондентского Центра, деятельность которого направлена на содействие развитию делового сотрудничества Россия - Европейский Союз и продвижению региональных предприятий на европейский рынок. Создан специализированный информационный портал для малого и среднего бизнеса «Малый бизнес Пермского края» (,), что сделало более доступной информацию о возможностях развития бизнеса, мерах государственной поддержки бизнеса. Портал востребован предпринимателями, число посетителей портала ежегодно насчитывает свыше 200000 чел.

К 2011 году заметно выросла доступность госзаказа для субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае, доля контрактов, заключенных государственными учреждениями с субъектами малого и среднего предпринимательства, выросла более чем в 4 раза к показателю 2008 года, и объем достиг 941545,8 тыс. руб. в 2010 году, объем контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства муниципальными учреждениями, достиг в 2010 году 1923471,9 тыс. руб., что выше показателя 2009 года более чем на 50%.

Развитие малого предпринимательства в Пермском крае также положительно влияет на налоговые поступления. Объем налогов (ЕНВД и УСН), поступивших от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет края, составил в 2010 году 3191293 тыс. руб., что превысило показатели 2007 года на 24%, превысив также пиковый уровень налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства 2008 года.

В Пермском крае реализуется краевая целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы», утвержденная Законом Пермского края от 10 декабря 2008 г. N 352-ПК  (далее - Программа на 2008-2011 годы).

Показатели развития малого и среднего предпринимательства за период действия Программы на 2008-2011 годы приведены в таблице 1.

 Таблица 1

Наименование показателя по Программе на 2008-2011 годы

2008 год

2009 год

2010 год

Относительное значение показателей 2010 года к 2008 году, %

план

факт

% выполнения плана

план

факт

% выполнения плана

План

факт*

% выполнения плана

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта, %

9,6

12,6

131%

10,6

11,4

108%

11,6

11,9

128%

94%

Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, тыс. чел.

132

209

158%

137

225

164%

141

232

165%

111%

Средняя заработная плата на малых и средних предприятиях, руб.

8933

11793

132%

9826,3

10812

110%

10800

11569

107%

98%

Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности всех предприятий региона,%

14,1

21,9

155%

14,7

24,3

165%

15,3

25,1

164%

115%

____________________________________________________________________

* По прогнозным данным Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края

____________________________________________________________________         

Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае демонстрируют устойчивую положительную динамику и превышают среднероссийский уровень (кроме показателя «количество субъектов малого и среднего предпринимательства»), что представлено в таблице 2.

         

Таблица 2

Наименование показателя

2009 год

2009 год (из расчета на 1000 жителей)

Относительное значение показателей, %

Российская Федерация

Пермский край

Российская Федерация

Пермский край

Отклонение в абсолютной величине

1

2

3

4

5

6

7

Количество малых и средних предприятий, ед.

1620202

18476

11,42

6,82

- 4,60

1,14%

Количество индивидуальных предпринимателей, ед.

2653000

85768

18,70

31,67

+ 12,98

3,23%

Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, тыс. чел.

10247

225

0,072

0,083

+ 0,011

2,20%

Население, тыс. чел.

141900

2708

-

-

-

1,91%

          

Таким образом, к настоящему времени создан ряд условий для дальнейшего формирования малого и среднего предпринимательства как значимого элемента экономики региона.

Однако по ряду показателей Пермский край уступает отдельным субъектам Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Сравнительные данные приведены в таблице 3.   

Таблица 3

Наименование показателя

2009 год (из расчета на 1000 жителей), % к уровню показателей по Пермскому краю

Башкортостан

Татарстан

Нижегородская область

Самарская область

Саратовская область

Количество малых и средних предприятий

114%

171%

143%

214%

129%

Оборот

96%

108%

129%

157%

61%

Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях

100%

111%

125%

106%

72%


Показатели, указанные в таблице 3, являются ориентирами для Пермского края в развитии малого и среднего предпринимательства.

В целях развития предпринимательства и превышения показателей, указанных в таблице 3, необходимо решить ряд существующих проблем в сфере малого бизнеса, значительно влияющих на появление новых субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие действующих предприятий.

Так, большинство субъектов малого и среднего предпринимательства в своем становлении и развитии сталкивается зачастую с однотипными внутренними и внешними проблемами, сформировавшимися под влиянием складывающейся конъюнктуры внешней среды и изменяющихся рыночных условий. Их группировка приведена в таблице 4.     

Таблица 4

Группа проблем

Негативный эффект

Слабая заинтересованность населения в создании и развитии бизнеса

Низкие темпы роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства

Низкий уровень знаний, умений и навыков предпринимателей и их сотрудников

Низкие темпы роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства

Недостаточная производительность труда

Низкий оборот субъектов малого и среднего предпринимательства

Низкая занятость

Недоступность кредитно-финансового ресурса

Низкий оборот субъектов малого и среднего предпринимательства

Отсутствие необходимой информации о рынке, потребителях и др. (информация о новых нишах)

Низкие темпы роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства

Низкий оборот субъектов малого и среднего предпринимательства

Низкая занятость

Неблагоприятный предпринимательский климат (высокие административные барьеры)

Снижение мотивации у населения в создании бизнеса


Эффективное решение существующих проблем возможно:

при концентрации ресурсов на наиболее перспективных направлениях, дающих наибольший мультипликативный эффект как в прямом, так и в косвенном выражении;

через объединение усилий, при согласованности действий как самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Программа носит межотраслевой характер, обеспечивая координацию принимаемых решений и консолидацию всех имеющихся ресурсов. Такой подход позволит объединить в целостную систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта  от их реализации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»