ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 февраля 2024 года N 98


О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 27.02.2017 N 75 "Об утверждении Долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия на период до 2036 года"



В соответствии с пунктом 3 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.06.2015 N 311 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Республики Хакасия на долгосрочный период" (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия постановляет:


Внести в приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 27.02.2017 N 75 "Об утверждении Долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия на период до 2036 года" ("Вестник Хакасии", 2018, N 10; 2019, N 9; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 06.03.2017, N 1900201703060001; 21.02.2020, N 1900202002210002; 18.02.2021, N 1900202102180005; 18.02.2022, N 1900202202180007; 10.02.2023, N 1900202302100007) следующие изменения:


1) раздел 2 изложить в следующей редакции:


"2. Основные итоги развития консолидированного,

республиканского бюджетов Республики Хакасия

(отчетный период) и текущие характеристики



Исполнение консолидированного бюджета Республики Хакасия и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия в 2022 году по доходам составило 76853 млн рублей, что на 18,9% больше, чем за 2021 год, по расходам - 71186 млн рублей, что на 13,5% больше, чем за 2021 год. По итогам 2022 года сложился профицит в размере 5667 млн рублей.


В 2022 году в консолидированный бюджет Республики Хакасия доходы поступили в объеме 65148 млн рублей, что на 20,4% больше, чем в 2021 году, в том числе налоговые и неналоговые доходы - 47860 млн рублей, что на 29,1% больше, чем в 2021 году, из них в республиканский бюджет Республики Хакасия - 39481 млн рублей, в бюджеты муниципальных образований Республики Хакасия - 8379 млн рублей.


Основной базой для формирования доходов бюджетов Республики Хакасия являются платежи промышленных организаций, значительную долю в которых занимает налог на прибыль организаций.


В 2022 году налог на прибыль организаций поступил в сумме 19920 млн рублей, что на 37,2% больше, чем в 2021 году.


При этом основную долю, 79,7% (или 15897 млн рублей) поступлений налога на прибыль, обеспечили 2 основные отрасли, а именно:


алюминиевая, платежи которой составили 8003 млн рублей, что на 18,9% больше, чем в 2021 году;


угольная отрасль, от которой поступило 7894 млн рублей, что в 2 раза больше, чем в 2021 году.


Рост поступлений налога на прибыль организаций стал возможным в результате того, что в первом полугодии 2022 года складывалась благоприятная для промышленных предприятий республики конъюнктура цен и спроса на мировых рынках продукции и сырья в отношении экспортируемой организациями республики продукции. Это позволило организациям сформировать достаточную налоговую базу, которая и повлияла на значительный рост поступлений налога на прибыль в целом в 2022 году.


Со второй половины 2022 года наблюдались неблагоприятные изменения, обусловленные геополитической ситуацией на мировых рынках в связи с санкционной политикой в отношении Российской Федерации. Так, с августа в Евросоюзе действует запрет на импорт угля из России. С марта 2022 года правительство Австралии ввело запрет на экспорт глинозема, который составляет почти пятую часть спроса ОК "РУСАЛ". Компания отмечала значительный рост себестоимости продукции, а также складывающуюся тенденцию снижения цены на алюминий на Лондонской бирже. Так, если в марте 2022 года цена на алюминий поднималась до 3983 долларов США за тонну, то в сентябре цена на алюминий снижалась от максимальных значений почти на 50% (до 2079 долларов США за тонну).


Кроме того, недостаточная пропускная способность российских железных дорог привела к сокращению по сравнению с 2021 годом объемов вывоза угля на Восток.


В 2022 году сложилась непростая ситуация в гидроэнергетике республики. В бассейне р. Енисей наблюдалось аномальное маловодье - уровень воды в Саяно-Шушенском водохранилище в 2022 году самый низкий за последние 20 лет. По данным территориального органа Росгидромета ФГБУ "Среднесибирское УГМС", приток воды в Саяно-Шушенское водохранилище осенью оказался экстремально низким и является минимальным за весь период наблюдений с 1936 года.


Эти факторы негативно повлияли на формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций и создали риски для бюджета Республики Хакасия. В результате во второй половине 2022 года отмечено значительное падение поступлений доходов по сравнению с первым полугодием 2022 года.


Кроме того, с начала 2023 года в соответствии со статьей 11.3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации на уплату налогов и страховых взносов единым налоговым платежом автоматически перешли все организации и индивидуальные предприниматели. В связи с этим каждому налогоплательщику сформировано входящее сальдо единого налогового счета (разница между суммами переплат и суммами неисполненных обязательств). При этом особый порядок коснулся переплаты по налогу на прибыль организаций, которая не только не подлежит возврату из бюджета, но и может быть зачтена в счет будущих начислений только по налогу на прибыль организаций. В связи с чем налогоплательщики были заинтересованы в возврате переплаты по налогу до конца 2022 года.


Общий объем безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Республики Хакасия в 2022 году составил 17288 млн рублей, из них: из федерального бюджета поступило 16776 млн рублей (в том числе нецелевая финансовая помощь (дотации) - 4624 млн рублей, целевые средства (субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты) - 12152 млн рублей); от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 354 млн рублей, ОК "РУСАЛ" - 88 млн рублей.


Расходы консолидированного бюджета Республики Хакасия исполнены за 2022 год в сумме 59830 млн рублей, или 115,1% к уровню 2021 года, в том числе расходы республиканского бюджета Республики Хакасия - 51780 млн рублей, или 115,4% к уровню 2021 года.


Более половины расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия, 70%, или 42049 млн рублей, направлено на финансирование социальной сферы. В сравнении с 2021 годом рост расходов составил 4113 млн рублей.


На развитие отраслей национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства в 2022 году направлены средства в размере 12143 млн рублей, или 20% в общем объеме расходов консолидированного бюджета Республики Хакасия. В сравнении с 2021 годом рост расходов составил 3296 млн рублей.


В 2022 году объем межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципальным образованиям Республики Хакасия, составил 18898 млн рублей, что на 3468 млн рублей больше, чем в 2021 году (в 2021 году - 15430 млн рублей).


Кроме того, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным районам и городским округам частично заменены дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. За 2022 год данные поступления в местные бюджеты составили 2475 млн рублей, что на 415 млн рублей больше, чем поступило в 2021 году (в 2021 году - 2060 млн рублей).


Благодаря принятому Правительством Республики Хакасия решению о зачислении в бюджеты районов и городских округов налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Хакасия по нормативу 30%, муниципальные образования Республики Хакасия за 2022 год получили дополнительно 568 млн рублей.


В целом за 2022 год объем финансовой помощи муниципальным образованиям Республики Хакасия составил 21941 млн рублей, что на 3292 млн рублей больше, чем профинансировано в 2021 году (в 2021 году - 18649 млн рублей).


Главным инструментом повышения результативности и эффективности бюджетных расходов, достижения целей государственной политики в 2022 году являлся программно-целевой принцип формирования бюджета. В 2022 году доля программных расходов республиканского бюджета на реализацию 30 государственных программ Республики Хакасия в общем объеме расходов составила 98,3%.


Реализация государственных программ Республики Хакасия в 2022 году характеризуется высоким исполнением расходов - 98,2%.


По данным Министерства экономического развития Республики Хакасия, в целом планируемые результаты достигнуты по всем государственным программам.


По итогам 2022 года признана "эффективной" реализация 19 государственных программ Республики Хакасия (уровень эффективности составил свыше 90%), 11 государственных программ реализованы со "средним уровнем эффективности" (свыше 60%).


Как и все субъекты Российской Федерации, Республика Хакасия с 2019 года участвует в реализации национальных проектов. Прирост расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на реализацию региональных проектов с начала их реализации составил 3485 млн рублей (или в 2 раза) (из них: средства федерального бюджета - 2440 млн рублей, средства республиканского бюджета - 1045 млн рублей), так:


по итогам 2019 года исполнение региональных проектов составило 3760 млн рублей (из них: средства федерального бюджета - 3321 млн рублей, средства республиканского бюджета - 439 млн рублей);


по итогам 2022 года исполнение региональных проектов составило 7245 млн рублей (из них: средства федерального бюджета - 5761 млн рублей, средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 1484 млн рублей).


Общий объем средств, исполненный муниципальными образованиями Республики Хакасия при реализации региональных проектов в 2022 году, составил 2574 млн рублей.


Долговая политика Республики Хакасия в 2022 году была ориентирована на достижение целей и задач, установленных Основными направлениями долговой политики Республики Хакасия на 2022 - 2024 годы, утвержденными постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 08.12.2021 N 193-п (далее - долговая политика Республики Хакасия), а также государственной программой Республики Хакасия "Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 N 561, и Планом финансового оздоровления государственных финансов Республики Хакасия, включающим мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Республики Хакасия на 2016 - 2024 годы, утвержденным постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 N 60-п.


Основная цель долговой политики Республики Хакасия в 2022 году - снижение долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Хакасия и выполнение условий реструктуризации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".


По итогам 2022 года доля государственного долга Республики Хакасия составила 60%, в том числе рыночные заимствования - 5% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2022 год при плановых значениях 61% и 33% соответственно.


Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга Республики Хакасия в 2022 году составили 506 млн рублей.


По состоянию на 01.01.2023 государственный долг Республики Хакасия сложился в сумме 23582 млн рублей, в том числе рыночные заимствования - 2000 млн рублей.


По итогам 2022 года структура государственного долга представлена следующими видами заимствований:


государственные облигационные займы - 8%;


бюджетные кредиты из федерального бюджета - 92%.


По итогам 2022 года объем государственного и муниципального долга Республики Хакасия увеличился по сравнению с итогами 2021 года на 472 млн рублей (на 1,88%) и составил 25624 млн рублей, в том числе объем государственного долга Республики Хакасия - 23582 млн рублей, объем муниципального долга Республики Хакасия - 2042 млн рублей.


Текущие характеристики бюджетов Республики Хакасия содержат показатели отчета по исполнению бюджета на 01 октября 2023 года и ожидаемое исполнение за 2023 год.


На 01 октября 2023 года в консолидированный бюджет Республики Хакасия и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия доходы поступили в объеме 49552 млн рублей, что на 18,1% меньше, чем за аналогичный период 2021 года, расходы исполнены в сумме 53619 млн рублей, что на 13% больше, чем за аналогичный период 2021 года. По итогам 9 месяцев 2023 года дефицит составил 4067 млн рублей.


В консолидированный бюджет Республики Хакасия за 9 месяцев 2023 года поступило доходов в сумме 40365 млн рублей, что на 21,1% меньше, чем за аналогичный период 2021 года, из них 34558 млн рублей поступило в республиканский бюджет Республики Хакасия.


Расходы консолидированного бюджета Республики Хакасия исполнены за 9 месяцев 2023 года в сумме 44808 млн рублей, что на 14,3% больше, чем за аналогичный период 2022 года, из них расходы республиканского бюджета Республики Хакасия - 38874 млн рублей, или 114,8% к уровню аналогичного периода прошлого года.


Расходы на социальную сферу за 9 месяцев 2023 года составили 31965 млн рублей, или 71,3% от суммы исполненных расходов.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»